Восстановление направляющих металлообрабатывающих станков
Одним из распространенных повреждений тяжелых станков является повреждение направляющих скольжения, что ведет к потере технологической точности и снижению качества обработки изделий и делает невозможной дальнейшую эксплуатацию станка.
Кафедра "Механическое оборудование заводов черной металлургии" Приазовского государственного технического университета (г. Мариуполь), внедренческое предприятие "Диамант-универсал" совместно с коллегами из Мишкольцского университета (Венгрия) восемь лет работают над решением этой проблемы. Деятельность группы инженеров и ученых направлена на разработку и внедрение технологии восстановления промышленного тяжелонагруженного оборудования, включая металлообрабатывающие станки, с помощью полимерных материалов фирмы "Диамант металлопластик ГМВН" (Германия).
Рассматриваемый метод обладает целым рядом достоинств:
- возможность выполнения ремонта без демонтажа станины станка;
- отсутствие необходимости в изготовлении сложной оснастки;
- простота нанесения и формирования поверхности полимерными материалами;
- высокая экономическая эффективность ремонта.
В данной статье приведены примеры восстановительных работ шлифовальных и токарно-винторезных станков.
Ремонт направляющих шлифовальных станков различного назначения, в том числе задействованных при шлифовке прокатных валков длиной до 4000 мм, можно выделить в отдельную группу.
Одним из наиболее распространенных дефектов, возникающих при запуске в эксплуатацию новых станков, является коробление либо полное отделение от подложки фторопластовой ленты. Лента, как правило, наклеивается на металлическое основание и играет роль поверхности скольжения.
Дефект направляющих в виде покоробившейся фторопластовой ленты наблюдался у плоскошлифовального станка мод. МС 358 Ф 10. После знакомства с состоянием станка было принято решение восстановить лишь дефектные участки ленты без полной ее замены. Поскольку пластина была выполнена из отдельных элементов, разделенных между собой небольшой металлической перемычкой, стало возможным восстанавливать поврежденную поверхность раздельно - в пределах одной составляющей. Дефектные участки зачистили и подготовили металлическую поверхность подложки.
В качестве полимерного материала использовался материал "Моглайс FL/P" (Германия) с необходимым коэффициентом трения. После обезжиривания дефектной поверхности и смешивания двух компонентов полимерного материала он был нанесен на поверхность требуемым слоем, с небольшим превышением над базовой поверхностью. Формирование рабочей поверхности осуществлялось шлифованной линейкой, контактная поверхность которой была предварительно обработана антиадгезионным составом. Линейку поместили на базовые поверхности соседних участков ленты и зафиксировали для исключения превышения базового уровня поверхности. После 18 часов выдержки линейка была снята, а излишки полимерного материала удалены. Таким образом, была восстановлена поверхность направляющих на месте двух фторопластовых пластин.
В другом случае на каретке нового станка мод. ШХ5-25МН7 произошел отрыв фторопластовой ленты длиной 3 м. Так как отрыв произошел без нарушения целостности ленты, было принято решение использовать для ее приклеивания "У-клей", предназначенный для соединения разнородных по свойствам материалов. Применение этого клея не требует создания специальных условий - полимеризация происходит при комнатной температуре. После приклейки ленты станок был пущен в эксплуатацию.